«СВЯЗЬ ВРЕМЁН И ПОКОЛЕНИЙ»
В 2012 году под эгидой государственной администрации района и города стартовал пятилетний социальный проект «Связь времён и поколений». Он предусматривает глубокое изучение подрастающим поколением одной из самых героических и славных страниц нашей истории, творческое осмысление широко и малоизвестных событий Великой Отечественной, осознание масштабов войны, её влияния на судьбы миллионов людей и на будущее человечества. Сотни школьников взялись тогда за исследовательскую работу, результаты которой вылились в первые в их жизни научные труды, в очерки и стихи.
Нынче тема конкурса была обозначена словами из песни «Рисуют мальчики войну». Впрочем, за альбомы и карандаши, кисти и краски взялись и девочки. Разные эпизоды Великой Отечественной – от её внезапного начала и до легендарной Победы – запечатлели они. Горечь первых поражений и потерь, мощь техники и силу духа – всё это увидели зрители в работах конкурсантов, выставленных в Районном доме культуры, где были подведены итоги второго этапа проекта «Связь времён и поколений». Авторы лучших рисунков стали героями художественно-публицистического вечера. Его организаторы постарались сделать это мероприятие незабываемым для конкурсантов и интересным для зрителей. О каждом из финалистов, о том, как рождались идеи рисунков и как они воплощались в жизнь, повествовали видеосюжеты, созданные заслуженным работником культуры ПМР С. Слободянским. Музыкальные номера в исполнении народных ансамблей «Лагуна» и «Ретро», солистов С. Урсова, С. Владимира, К. Ракозицы, А. Мельник и других талантливых вокалистов, фотографии, кадры кинохроники и художественных фильмов – из всего этого была составлена летопись войны, пронёсшаяся за пару часов перед участниками вечера.
«Родина зовёт». На рисунке грушковчанки Людмилы Швец – сцена прощания мобилизованного солдата с женой и сынишкой. Пройдет несколько минут, и железнодорожный состав увезет его на фронт – туда, где рвутся снаряды, гибнут люди. Никто не знает, будет ли за расставанием встреча…
Каменчанка О. Шарапановская не раз задумывалась над тем, как в годы войны жилось ее сверстникам. Вместо ушедших на фронт отцов хрупкие девочки становились к станкам на заводах, мальчишки впрягались в плуги и бороны, чтобы вырастить хлеб. Конкурсная работа Оли посвящена детям войны, которые становились старше не год от года, а от горя к горю. Мальчишка возвращается к родному дому после того, как над селом сеяли горе и смерть немецкие «мессеры». Никто из близких не вышел навстречу. От дома, где еще недавно звенели голоса, было тепло и уютно, остались догорающие развалины.
Картины ожесточённых боёв запечатлели А. Лукащук и А. Кузьмук. Дома и в школе Андрей много слышал о подвигах катериновчан в годы Великой Отечественой. Шестнадцатилетний юноша хочет поступить в военный институт и стать настоящим офицером, защитником родной земли. А Саша Кузьмук мечтает написать красками с натуры радугу после дождя. Для воплощения этого и других желаний у первоклассника впереди – целая жизнь. Главное, чтобы небо над родной Хрустовой всегда было мирным. Проект, который уже второй год соединяет прошлое и настоящее нитью памяти, воспитывает у подрастающего поколения истинный патриотизм, – тому порука.
Рассказы, которые передаются из поколения в поколения в семьях А. Чебаненко, К. Унтуры, Н. Датия, стали основой для их конкурсных работ. Каменчанин Климентий Чебаненко участвовал в Гражданской и Великой Отечественной. Наверное, именно так, как изобразила правнучка Анастасия, поднимался он в бесчисленные атаки, воюя с врагами.
«Подвиг солдата» – назвала свою работу Кристина. Сердце её прадеда – участника Великой Отечественной – перестало биться четыре года назад. Но юная грушковчанка на всю жизнь запомнила его рассказы о тех страшных и героических событиях. В одном из освобождаемых городов, где сражаться приходилось за каждую улицу, солдат услышал из-под завалов только что разбомблённого фашистами дома детский плач. Сквозь вражеский огонь и пламя он бросился на помощь ребёнку.
Акварель Никиты «На подступах к Берлину» рассказывает о судьбе прапрадеда Ивана Датия. В 1944-ом, после освобождения от фашистских захватчиков родной Катериновки, он был призван на фронт. Совершив немало подвигов, за которые был удостоен наград, что хранятся теперь в школьном музее, дошёл до логова нацистов. Вместе с однополчанами участвовал в легендарных Парадах Победы на Красной Площади, а в 1945-ом лично бросал к подножию Мавзолея одно их боевых знамен поверженной немецкой армии.
Есть прототип и у героя работы В. Мировской. Воин и труженик Алексей Моисеенко часто рассказывал соседской девчонке о военном лихолетье, об отступлении и утратах, о лихих атаках и радостной победной весне. 9 Мая он ждал по-особому. Ранним утром надевал парадный пиджак, на котором едва вмещались многочисленные награды, и шёл к Мемориалу Славы. Нынешний праздник мы встретили без него. И горечь этой потери побудила Владу – тонко чувствующую девушку – отказаться от ярких красок. На картине «Вперёд, за Родину!» – только чёрный и белый – цвета скорби и надежды.
Реальную историю, услышанную от старожилов, изобразила Алина Лысая. Когда родная Грушка была освобождена от оккупантов, в село, как символы весны и мира, вернулись аисты. Прекрасные птицы величаво кружили над заброшенными домами, над новыми могилами, над измученными страхом, голодом, тяжкими испытаниями людьми. Они искали места для своих гнёзд, словно подтверждая: это голубое небо не будут больше разрывать снаряды, на эту многострадальную землю пришёл мир, и пепелища возродятся к жизни.
Благодарность ребятам за бережное отношение к каждой строчке в летописи Великой Отечественной, их наставникам – за работу по патриотическому воспитанию молодёжи адресовали в этот вечер ветеран войны Е. Полоз, председатель райсовета народных депутатов Н. Зилинский, глава государственной администрации района и города П. Мустя и его заместители Н. Михайловская и Д. Яськова, член Общественной палаты ПМР И. Быстров и другие наши известные земляки. Они вручили памятные подарки финалистам конкурса. А лейтмотивом всех выступлений стало пожелание, чтобы война жила лишь на рисунках и в художественных произведениях – как предостережение грядущим поколениям.