ПРЕЗИДЕНТ ЕВГЕНИЙ ШЕВЧУК – В ПРОГРАММЕ ПЕРВОГО ПРИДНЕСТРОВСКОГО ТЕЛЕКАНАЛА «ВСТРЕЧА В ПРЯМОМ ЭФИРЕ» 1 ЧАСТЬ
Президент Евгений Шевчук принял участие в программе Первого Приднестровского телеканала «Встреча в прямом эфире». Формат программы предполагал диалог Президента с Председателем Верховного Совета. Напомним, Глава государства на прошлой неделе, 30 сентября, в своем обращении призвал Председателя Верховного Совета в прямом эфире государственного телеканала обсудить глаза в глаза пути выхода из кризиса, а также факты, чтобы развеять сплетни вокруг ряда предприятий и другие инсинуации.
Однако обсудить обозначенные в запланированном формате вопросы не получилось. Пришедший на встречу Председатель Верховного Совета, высказав ряд обвинительных и оскорбительных реплик в сторону Президента, удалился из студии Первого Приднестровского телеканала.
Глава государства Евгений Шевчук продолжил участие в программе, в рамках которой ответил на вопросы журналистов и граждан. Жителям республики была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы по телефону.
Ведущий: Доброго вечера. 7 октября на календаре. Мы в студии Первого Приднестровского телеканала. Нынешняя осень находится почти в экваторе, и в этом же температурном режиме находятся взаимоотношения между Правительством во главе с Президентом Приднестровской Молдавской Республики и Верховным Советом во главе со спикером. Политическая температура сейчас, как никогда, высока. Пожалуй, впервые за 26 лет существования Приднестровья градус предстоящих президентских выборов стремится к кипению. В политической сфере слышны обвинения и даже оскорбления. В прошлую пятницу Президент в своем обращении пригласил спикера Верховного Совета в студию государственного телевидения для того, чтобы развеять слухи и сплетни. Возможно, расставить некоторые точки над «i».
Я, пожалуй, начну с этого. На каком-то этапе Вы были связаны с фирмой «Шериф».
Евгений Шевчук: Работал в фирме «Шериф» до выборов 2000 года, когда я стал депутатом Верховного Совета, возглавил соответствующий комитет по бюджету, потом возглавил уже в 2006 году Верховный Совет. В 2009 году в связи с несогласием с той политикой, которая была преобладающей в тот период времени, которая поддерживалась тогда «Обновлением», покинул пост Председателя Верховного Совета. Сделал это публично, сложил с себя полномочия и пошел по самостоятельному политическому пути. И в 2011 году, как известно, стал Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
Ведущий: Спасибо. Еще один вопрос для «разминки». Вы служили. Вам есть, что вспомнить из своего милицейского пути?
Евгений Шевчук: У Министерства внутренних дел, безусловно, есть функциональные обязанности, каждое подразделение выполняет соответствующие обязанности. Я возглавил подразделение по борьбе с экономической преступностью, налоговыми преступлениями.
Но сейчас хотел бы – не о настолько серьезной теме, как о том, что мне запомнилось с Академии управления МВД, которую я окончил в России–Москве. На одном из занятий генерал-лейтенант нам преподавал теорию управления в МВД, и, чтобы уйти немного от серьезных тем, он рассказывает, что 3% личного состава могут руководить, 10% могут заниматься оперативно-розыскной деятельностью, 20% могут хорошо исполнять, 10% могут быть хорошими следователями. И один из слушателей встает и говорит: «А что осталось? Это где-то 5-7%». Преподаватель и отвечает: «А остальные – малограмотные внуки Дзержинского». Это в виде анекдота, такой интересный, шутливый момент.
Все же служба в Министерстве внутренних дел – это борьба с преступлениями, правонарушениями, сложная психологическая нагрузка на личный состав. Это, безусловно, высокие моральные и деловые качества. Это способность работать круглые сутки. Поэтому служба в Министерстве внутренних дел, в правоохранительных органах – это довольно-таки тяжелая доля, ноша в целом.
Там есть различные подразделения: и управление по борьбе с уголовными проявлениями, то есть уголовный розыск, и экономическими преступлениями, есть три участковых инспектора милиции, управление ГАИ и так далее. На сегодняшний день наши правоохранительные органы работают эффективно. Как известно, сегодня в Приднестровье высокий уровень раскрываемости, преступность снижается. Это нужно приветствовать. Такие результаты достигнуты, несмотря на то, что эта отрасль недофинансируется. Считаю, что сотрудники правоохранительных органов справляются с поставленными задачами.
Ведущая: Евгений Васильевич, если позволите, у наших коллег есть вопрос.
Евгений Шевчук: Пожалуйста!
Александр Лагутин, Первый Приднестровский телеканал: Евгений Васильевич, почему Вы не отвечаете на обвинения в свой адрес? Это продолжается уже не первый месяц. Почему Вы допускаете такой тон в свой адрес, такую лексику? Что вообще происходит?
Евгений Шевчук: Во-первых, все, что вы слышите, – это наработки политтехнологов, связанные с попытками формирования отрицательного имиджа Президента, создания такой ауры, которая позволит обеспечить на этом вранье победу на выборах.
Что касается рассекречивания статей по коммерческим организациям. У нас уже, наверное, скоро будут все знать, что доходы и расходы по всем крупным районам опубликовываются и в виде квитанций рассылаются гражданам республики.
По деньгам из оффшоров. Я хотел бы человека в диалоге спросить: имеется в виду, наверное, господин Шкильнюк, который передал 254 миллиона долларов и не помнит кому? Напомню, 254 миллиона долларов – это 2,5 тонны денег. Я смотрел некоторые сообщения СМИ. Не могу понять: как это можно передать 254 миллиона долларов, и нет информации, кому передали?
Люди говорят о диалоге, хотят получить ответы на вопросы, но вместе с тем не хотят идти в канве законодательства.
Про Верховный Совет хочу сказать следующее, чтобы люди знали, прямо и открыто: по Конституции Президент обязан быть только на первой сессии Верховного Совета – на ее открытии, как и в России. Вы видели недавно: Владимир Владимирович Путин открывал соответствующую сессию. Далее есть полномочный представитель, который представляет интересы, не более и не менее. Поэтому все эти рассказы: «Придите, не придите» – нацелены на то, чтобы привлечь к себе в первую очередь внимание такими популистскими заявлениями. Это популизм, недостоверная информация и обман.
Что касается 30%. Я хочу отдельно отметить. Я говорил и говорю, и это было опубликовано неоднократно. 30% по бюджету 2015 года не финансировалось из-за отсутствия средств в бюджете, который утвердил Верховный Совет.
Второе. 30% по Пенсионному Фонду было зафиксировано на основании Закона «Об обороне» и о соответствующем мобилизационном законе, на основании соответствующих статей закона для нужд мобилизации. Об этом знают члены Совета безопасности, которым является, в том числе, Председатель Верховного Совета. Из этого я делаю выводы, что все эти факты намеренно подтасовываются для дискредитации Президента Приднестровской Молдавской Республики и формирования стартовой площадки на выборы.
Враньем все равно фактуру или реальность не исказить. И эти заявления, которые на сегодняшний день звучат, эти вопросы мне известны. Они написаны соответствующими технологами, даже могу провести параллель предположений, которые позволяют назвать даже фамилии. Это господин Матвейчев, Кремлев, Сандер, Архангельская. Часть из них располагается в спорткомплексе «Шериф» и занимается, в принципе, тем, чтобы подготовить политтехнологично президентскую кампанию.
Что касается бюджета 2015 года, бюджета 2016 года. Засекреченных средств нет. Более того, какие средства могут быть засекречены, если у нас на сегодняшний день средства, которые поступают на газовый счет, открыты, они были опубликованы? Поэтому или люди не читают, или люди не знают, или люди просто продолжают играть свой спектакль. Спектакль очевиден и понятен.
Очень удобно заниматься озвучиванием заявлений клеветнического , даже оскорбительного характера, прикрываясь депутатской неприкосновенностью, прикрываясь отсутствием уголовной ответственности за клевету в действующем Уголовном кодексе ПМР в отличие от Российской Федерации и прикрываясь очевидным покровительством хозяина фирмы «Шериф». Такие заявления звучат на сессии Верховного Совета от некоторых депутатов без фактов, без аргументов. Это не только на мой взгляд, но и для сотрудников правоохранительных органов просто-напросто популизм.
Ведущий: А что сегодня произошло в Верховном Совете, то, что мы наблюдали?
Евгений Шевчук: А сегодня вообще знаменательное событие. Лично для меня оно знаменательно тем, что у меня в семье – у одной из моих дочек – день рождения. Второе – именно сегодня, 7 октября, я получил удостоверение кандидата в Президенты. Третье – то, что я получил удостоверение именно под номером 2.
Ведущий: Почему?
Евгений Шевчук: В 10.30 было вручение. Но мне №2 очень нравится, потому что второй президентский срок и №2 очень совпадает. Но самая интересная параллель заключается в том, что именно пять лет назад я тоже 7-го числа получил удостоверение кандидата. Я думаю, что это хороший символизм. Надеюсь со своими сторонниками сделать все, чтобы победить на этих очередных выборах.
Сегодня еще такое значимое событие. Впервые за всю историю Приднестровской Молдавской Республики действующему Президенту, который пришел в Верховный Совет, чтобы ответить в своем выступлении на вопросы, которые звучали, и разъяснить аспекты, которые будоражат, не дали даже выступить в нарушение закона, статьи 45 Регламента. Я даже принес специально, зачитаю: «Председатель Верховного Совета и его заместители, Президент вправе получать слово для выступления в любое время». Это действующий закон. Поэтому,когда мы говорим о законности, то нужно, чтобы эту законность исполняли – не только проповедовали. Но и исполняли все!
На мой взгляд, искусственно нагнетается обстановка.
В любом государстве есть законы, есть правила, есть обычаи, есть культура. Если у нас в законе нет ответственности за клевету, то, наверное, исходили из того, что люди должны базироваться на своем образовании, на своей культуре, на своей подготовке. Говорить, с одной стороны, что я бывший сотрудник правоохранительных органов, и делать безосновательные заявления – это просто-напросто ни в какие ворота не лезет.
С начала этого года я знал, что будет такая широкая дезинформационная кампания в отношении действующего Президента. Был выбор пути: или ввязываться в эти дрязги и каждый день отвечать, что это не так, что это вранье, или поддерживать стабильность. Я выбрал путь, направленный на то, чтобы мы поддерживали и удерживали в стране стабильность.
Мы видели, когда в Киеве Президент, условно говоря, ввязался в политическую борьбу, чем это закончилось. Там тоже намеренно раскачивали ситуацию через лозунги: «Президент Янукович – тот, не тот, украл, «свистнул». Закончилось там очень трагично. Сейчас даже Саакашвили в Одессе говорит, что нужно 20 лет, чтобы восстановить тот уровень доходов, который был когда-то на Украине. Я против всяких революций, против таких политических заявлений и против тех политиков, которые руководствуются не фактами, не своими даже идеями и мыслями, а читают то, что им написали какие-то технологи. Хотя это дорого стоит на сегодняшний момент.
И, безусловно, это не просто выдерживать. Инструментами реализации этой идеологии является коммерческий частный канал – ТСВ. Еще ряд радиоканалов – это 107.7, «Дорожное радио», еще там несколько. К этим инструментам подключена была газета «Человек и его права», потому что непонятно, как редактор, находящийся в сложном материальном положении, в один прекрасный день начинает издавать газету 130-тысячным тиражом, при этом иметь сеть распространения по всей республике. Как я понимаю, это аппараты уже одного из кандидатов в Президенты или аппараты «Обновления». Но это люди из одного «замеса».
Эта политическая борьба – продолжение выборов 2011 года. Помните, в тот момент времени и прошлая власть, и эта коммерческая структура – это было единое целое, вместе получали доходы. И я никогда не критиковал, кстати, ни ранее действующего Президента, ни коммерческую структуру не обсуждал для того, чтобы двигаться вперед. Для этого, на мой взгляд, сегодня необходимо делать и предпринимать всё, чтобы было лучше или было стабильнее. И мне непонятно, как эти товарищи, которые проработали уже год, смеют говорить, что я ни разу на сессии не был. Я был в декабре на открытии этой сессии.
Каковы конкретные результаты их работы за 9-10 месяцев? Когда я увидел, что в результатах одни склоки, одни разговоры, одни сплетни, одни интриги, то я понял, что нужно народу предоставить альтернативу и пойти на выборы со своей программой, со своими сторонниками и предоставить возможность выбора.