31 ГОД НАЗАД БЫЛА ПРИНЯТА ДЕКЛАРАЦИЯ О НЕЗАВИСИМОСТИ ПРИДНЕСТРОВЬЯ
Неудачная попытка высокопоставленных должностных лиц советского правительства (вице-президент СССР Г. И. Янаев, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны СССР Д. И. Язов и др.) 19 августа 1991 г. отстранить от власти президента СССР М. С. Горбачёва и кардинально изменить политическую обстановку в стране лишь ускорила и без того набирающие силы центробежные процессы, которые в конечном счёте очень быстро разрушили великую державу.
Так, уже 20 августа в Молдове поспешно формируется Высший совет безопасности, а МВД и КГБ переводятся под юрисдикцию республики. В Молдове вводится запрет на распространение центральных газет. Одновременно Кишинёв попытался воспользоваться путчем, чтобы обезглавить Приднестровскую республику.
В ночь с 22 на 23 августа группы молдавского спецназа, отправленные из Кишинева в Приднестровье для ареста народных депутатов Верховного Совета, местных советов и руководителей республики, захватывают народных избранников Г. Ф. Пологова и И. А. Мильмана в Бендерах, В. Л. Боднара и Г. Н. Попова в Григориополе, А. Г. Порожана – в Дубоссарах. Всех их перевезли в Кишинев, где подвергли избиениям. Многие представители власти и советов избежали ареста лишь потому, что были вовремя извещены и успели скрыться. Президент Республики Молдова М. Снегур после начала арестов в ночном телефонном разговоре с председателем Верховного Совета ПМССР Г. С. Маракуцей безапелляционно заявил: «Вы слишком долго спокойно спали…»
Новость об аресте народных депутатов Приднестровья молдавские газеты выпустили под громким заголовком «Арест коллаборационистов». Приднестровских депутатов и руководителей объявили сторонниками ГКЧП (государственный комитет по чрезвычайному положению – орган, созданный участниками попытки отстранения М. С. Горбачёва).
23 августа депутаты Верховного Совета ПМССР в своём заявлении выразили решительный протест президенту М. Снегуру и другим руководителям Молдовы в связи с противоправной акцией по отношению к народным депутатам Приднестровья. Депутаты потребовали незамедлительно освободить арестованных и более не принимать подобных мер к гражданам республики.
ВС ПМССР обратился к Президенту СССР (к тому времени М. С. Горбачёв уже вернулся из Фороса, где был блокирован заговорщиками, в Москву) с просьбой использовать своё политическое влияние на власти Молдовы, чтобы не допустить дальнейшего попрания прав человека, подавления демократии, повторения трагических событий в Дубоссарах в ноябре 1990 г., когда пролилась кровь и были убиты мирные люди.
Через два дня, 25 августа, десятая сессия Верховного Совета ПМССР приняла Декларацию о независимости. Проводилась она не в Доме Советов, как обычно, а ради безопасности в подвальном кабинете гражданской обороны завода «Точлитмаш» им. Кирова.
Несмотря на то, что депутатам из отдалённых от столицы городов и центров республики – Каменки, Рыбницы, Дубоссар, Григориополя – было трудно добраться до Тирасполя (многие небезосновательно опасались, что их могут перехватить по дороге спецслужбы Молдовы), удалось собрать кворум. Верховный Совет обсудил создавшуюся политическую ситуацию (24 августа свою независимость провозгласила Украина, а Молдова со дня на день собиралась пойти по её пути) и в результате принял Декларацию о независимости ПМССР.
В ней официально подчеркивалось:
«Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика провозглашается независимым государством. Независимость Приднестровской МССР – естественное и необходимое условие существования ее государственности. Приднестровская МССР создана как демократическое правовое государство, призванное обеспечить равенство прав и обязанностей граждан всех национальностей, образующих народ Приднестровской МССР. Исторической и политико-правовой основой государственного самоопределения Приднестровской Молдавской ССР является объявление Верховным Советом ССРМ незаконным образование 2 августа 1940 г. МССР, созданной без учета мнения народа МАССР… Территория Приднестровской МССР в установленных границах является неприкосновенной и может быть изменена только по взаимному согласию Приднестровской Молдавской Республики с другими государствами с учетом волеизъявления народа. Единственным источником государственной власти в республике и гарантом ее независимости является народ Приднестровской Молдавской Республики, полновластие которого реализуется как непосредственно, так и через представительные органы».
Заметим, что Приднестровская республика с момента своего провозглашения выступала за сохранение СССР. В марте 1991 года за это проголосовали почти 98% жителей ПМССР (в Молдове власти воспрепятствовали проведению референдума).
На территории Приднестровья и после провозглашения декларации сохранялось действие Конституции СССР и законодательства СССР. Однако процесс распада Советского Союза заставил приднестровцев действовать на опережение и заявить о своей государственности. Было слишком очевидно, что теперь существование СССР целиком зависит лишь от воли Б. Н. Ельцина, а вернее от того, сколько времени понадобится его команде, чтобы полностью взять под контроль союзные силовые и важнейшие финансово-экономические структуры.
Декларация о независимости преследовала лишь одну цель – создать все условия для мирного и цивилизованного развода с Республикой Молдова без кровопролития, разрушений и смертей. Удачным примером такого подхода может служить разъединение Чехословакии на Чехию и Словакию, последовавшее 1 января 1993 года и вошедшее в историю как «бархатный развод».
Очень скоро народ Приднестровья на деле доказал, что абсолютно поддерживает своих избранников и руководство республики. Тысячи женщин, перекрывших железную дорогу в ответ на арест молдавскими спецслужбами И. Н. Смирнова, заставили молдавские власти 1 октября 1991 года отпустить и его, и всех задержанных приднестровских депутатов.
А 1 декабря 1991 года в Приднестровье провели Референдум о независимости республики и выборы её первого Президента. 97,7% избирателей, пришедших на избирательные участки, проголосовали за независимость республики. Президентом ПМР был избран Игорь Николаевич Смирнов.