Рубрики
Архив новостей
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

ПЕРВЫЕ ОСВОБОДИТЕЛИ. КАК ДИВЕРСИОННО-ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД МУХИНА ВОЕВАЛ В КАМЕНКЕ

Поздним вечером 18 марта 1944 года сотня кавалеристов въехала в село Окницу Каменского района. Это был партизанский отряд Якова Мухина. Ещё 6 февраля он выдвинулся в боевой рейд по тылам противника на Западной Украине и за полтора месяца провел 17 боевых операций против вермахта и боевиков Украинской повстанческой армии. Вступление партизан в Каменский район ознаменовало начало освобождения Приднестровья. Двигаясь впереди регулярных частей Красной армии, отряд Мухина первым достиг районного центра и, как оказалось, вовремя: ему удалось предотвратить уничтожение складов с продовольствием и противостоять атаке пехотных частей вермахта. Партизаны также способствовали быстрому продвижению советской бронетехники к Рыбнице. Эти события нашли отражение в отчетах и воспоминаниях полковника Мухина.

Ядро отряда

В декабре 1943 года комиссар разведывательного отдела Закавказского фронта полковник Яков Мухин направляется в недавно освобожденный Киев. Там ему поручают создать специальный партизанско-диверсионный отряд для последующей переброски на оккупированную территорию Молдавской ССР. Эта боевая единица должна была проникнуть в глубокий тыл противника, собирать разведданные, разрушать коммуникации врага, организовывать активное сопротивление с участием местного населения. Готовилась масштабная операция с целью освобождения правобережной Украины и выхода к государственной границе СССР. В весенней кампании планировалось задействовать несколько фронтов. Партизанские отряды должны были активно способствовать наступлению: исход сражений зачастую решают вовремя доставленные сведения или пущенный под откос поезд врага с подкреплением, горючим и техникой.

К этому времени Мухин уже имел неплохой опыт организации разведывательной деятельности. «Хорошо знает разведслужбу, как войсковую, так и агентурную», – говорится в наградном листе, в котором Мухина представили к ордену Красного Знамени.

В Киеве Мухин успевает переговорить с наиболее заслуженными руководителями рейдов по тылам врага. Среди них уже прославленные партизанские командиры Сидор Ковпак и Пётр Вершигора, уроженец приднестровского села Севериновка. Они охотно делятся с Мухиным опытом партизанской войны. С ними подробно обсуждаются планы «лесной кампании», уточняются маршруты движения, выбирается тактика действий в тылу врага. До войны, в должности комиссара 25-го Молдавского пограничного отряда, Мухин несколько лет жил в Тирасполе и был хорошо знаком с географическими и этнографическими особенностями региона.

Ядро отряда Мухина составили 19 отборных бойцов с впечатляющим послужным списком. Так, например, второй человек в отряде Андрей Смирнов воевал в брянских лесах еще осенью 1941 года, затем за линией фронта в Белоруссии и Украине. Пустил под откос 11 вражеских эшелонов, отделался тремя ранениями и был награжден высшей наградой СССР – Орденом Ленина. Ценным опытом партизанской войны обладали Иван Ковтун и Алексей Свалов: за два года они провели многочисленные боевые операции в тылу врага.

Рейд к Днестру

Сначала группа Мухина действовала в составе более крупных партизанских соединений и только затем двинулась в самостоятельный рейд. Команда «По коням!» прозвучала вечером 6 февраля 1944 года. Вот как об этом вспоминает сам Мухин:

«На улице сильнейшая пурга. Ветер валит с ног. В двух метрах ничего не видно. Сзади бандеровцы, впереди, слева и справа немцы. Партизаны забираются на лошадей. У каждого один-два автомата, два-четыре диска с патронами, на ремне четыре-шесть гранат, пистолет, за плечами вещевой мешок, а в нем 1200 патронов, на пять дней запас продовольствия».

Полтора месяца группа Мухина двигалась по лесам и сёлам Житомирской, Ровненской, Тарнопольской, Каменец-Подольской и Винницкой областей Украины. За это время к отряду присоединились десятки добровольцев. Партизаны собирали информацию о передвижении вермахта и организовали масштабную диверсионную деятельность. Тем самым они оказали весомую помощь маршалу Ивану Коневу, командующему 2-м Украинским фронтом, который 5 марта 1944 года начал крупную военную операцию (Уманско-Ботошанскую) на Украине.

Освобождение Окницы и Кузьмина

Во второй половине марта группа Мухина получила приказ двигаться на юг в Каменский район. К этому времени бронетанковые части Красной армии стремительно приближались к Днестру. Партизаны должны были помочь им с разведкой.

«За день прошли 75 километров. Встречаем отдельные небольшие группы немцев и румын, подводы с убегающими в Румынию полицейскими и другими изменниками Родины. В 22 часа 45 минут 18 марта 1944 года отряд вступил в село Окница», – пишет Мухин в своих воспоминаниях.

Местные жители собрались в центре села. «Появилась гармонь. Усталости как не бывало. “Русская барыня” сменяется зажигательной “Молдовеняской”. Взаимной радости нет границ», – рассказывает руководитель отряда.

В Окнице Мухин принимает решение двигаться на юг вдоль Днестра через село Кузьмин и райцентр Каменку.

Встречу с жителями Кузьмина Мухин описывает как «незабываемую»:

«На окраине нас встретили почти все жители. На большом подносе, покрытом вышитым полотенцем, лежали свежевыпеченный хлеб, соль, брынза и стоял графин с вином. Хлеб и соль вручила колхозница Виктория Гудковская».

Из Кузьмина Мухин высылает группу партизан, к которым присоединились и местные жители, на правый берег Днестра.

«В 21:00 (19 марта 1944) боевая группа под командованием Миши Носова переправилась на правый берег, совершив успешный налет на румынский пикет в с. Черлина», – записал в своем отчете командир.

Налеты на правый берег станут регулярными, тем самым отряд окажет весомую поддержку регулярным частям во время наступления на Рыбницу. Но об этом позже.

Освобождение Каменки

Ночью из Каменки вернулась разведка: в населенном пункте гитлеровцев нет, но в селе Подойме дислоцируется немецкий батальон: он прикрывает переправу отступающих войск у Рашкова и имеет задачу уничтожить продовольствие, которое не удалось вывести. На окраине Каменки ближе к Подойме к этому времени скопилось до 10 тыс. тонн продукции. Немцы собрали её на станции узкоколейной железной дороги (действовала в 1939–1997 гг.) и планировали переправить на правый берег. Но приближение частей Красной армии внесло коррективы в эти планы. Тем более что бойцы Мухина 20 марта нейтрализовали охрану складов и взяли станцию под свой контроль.

«20 марта вступаем в Каменку. Райцентр занимаем в пешем порядке… Выставил заставу в сторону Подоймы и Подоймицы из 50 человек», – записал Мухин.

По традиции день освобождения Каменки отмечается 24 марта. Согласно документам, в этот день от гитлеровцев был очищен уже весь Каменский район. Райцентр же, как видно из отчетов Мухина, партизаны взяли под контроль еще 20 марта, а 23 марта сюда прибыла и советская бронетехника.

Атака вермахта

К партизанам присоединились члены каменского подполья. Всего, по словам Мухина, из Каменки и окрестных сёл в отряд вступили 46 человек. Они помогли партизанам противостоять атаке немцев. А последовала она незамедлительно.

Из отчета Мухина:

«21 марта. В 14:00 до 45 немцев (по другим данным, 70 человек – прим. ред.) пытались войти на окраину Каменки. Огнем заставы отогнаны».

«23 марта. В 10:00 90 немцев (по другим данным, 120 человек – прим. ред.) сбили заставу на ст. Каменка, пытались сжечь склад и взорвать паровоз. Ценой больших потерь им (немцам) удалось оттеснить группы Носова и Свалова и временно захватить станцию. Они успели взорвать паровоз и несколько вагонов».

В этот момент в Каменку въехали четыре советских танка вместе с командующим 29-м танковым корпусом генерал-лейтенантом Кириченко.

За день до этого, 22 марта, в местечке Янкулово (ныне Иванков, Украина; в 30 км от Каменки) Кириченко получил приказ двигаться на юг вдоль Днестра, освободить Рыбницу, захватить железнодорожный мост и быть готовым наступать на Тирасполь. В течение ночи советская бронетехника совершила марш-бросок и, проехав через сёла Грушка и Кузьмин, подошла к райцентру.

«Доложил генералу обстановку. Он выделил один танк, партизаны Носова и Свалова при его поддержке вновь ворвались на станцию. Атака была молниеносной, неожиданной для немцев, и они поспешно отошли. Пожар на станции был ликвидирован, хлеб спасен», – пишет Мухин в своих воспоминаниях.

В этот же день партизаны с танками уже сами повели наступление на Подойму и Подоймицу, где находились около 500 солдат вермахта.

О том, какие действия предприняли Мухин и Кириченко и как освобождались города и сёла Приднестровья, читайте в материалах спецпроекта «Весна освобождения – 1944».

Источники:

  • Молдавская ССР в годы Великой Отечественной войны.
  • Мухин Я. Отряд «Советская Молдавия». / Партизаны вспоминают.
  • Отчет о боевых действиях 29-го танкового корпуса.

Александр Корецкий, ИА «Новости Приднестровья»

Ваш отзыв

Поиск по сайту
Добро пожаловать!
Познай Приднестровье
Пункты приёма батареек
Написать письмо главе
Прогноз погоды