Рубрики
Архив новостей
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

С ЧЕСТЬЮ ВЫПОЛНИЛИ ЗАДАНИЕ РОДИНЫ (К 25-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ВЫВОДА СОВЕТСКИХ ВОЙСК ИЗ АФГАНИСТАНА)

15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. Закончилась война, которая оставила матерям вечный патент на слёзы и могилы сынов на старых кладбищах.

Когда в Союзе говорили: «40 лет без войны», в это время в Афгане гибли наши мальчишки, гибли, как на войне… Не обошла беда и Каменский район. Не вернулись живыми домой трое его сынов.

Константин Кипер. Обычный сельский парень. Трудолюбивый, внимательный к родным. По окончании 8-го класса Каменской средней школы № 2 поступил в Григориопольское профтехучилище. По примеру отца, выбрал одну из самых мирных на земле профессий: стал строителем. Работал, занимался спортом. В октябре 1986-го был призван в армию. Попал служить в Афганистан. Зарекомендовал себя храбрым, дисциплинированным воином. Вскоре получил первое воинское звание – младший сержант, стал заместителем командира взвода.

6 января 1989 года бронеобъект, в котором находился Константин, был обстрелян мятежниками, потерял управление и сорвался в пропасть. Так погиб наш земляк. Похоронен Константин Кипер на каменском кладбище.

Ещё одна похожая и, к сожалению, столь же трагическая судьба. Село Кузьмин известно далеко за пределами Каменского района и даже республики своим легендарным сыном, Героем Советского Союза Иваном  Солтысом, совершившим бессмертный подвиг. Через 20 лет после победы в ВОВ здесь родился такой же вихрастый, заводной мальчишка – Дима Жуковский. Учился в школе, затем в ПТУ, где получил специальность слесаря, отличался хорошими успехами в учёбе, а после – и в работе. Настал час отдать долг Родине. Служил в Афганистане старшим радиоаппаратчиком. Письма домой писал часто, не особо вдаваясь в подробности, оберегая от излишних переживаний родных. В последнем написал: «Через две недели буду дома…». Закончился срок службы, но вместо сына в дом Жуковских постучалось горе. Казалось само солнце накрыли чёрной тенью страшные строчки: «Ваш сын …погиб при исполнении интернационального долга». Это случилось 30 октября 1985 года.

Юрий Гаврисевич был значительно старше Дмитрия и Константина во время службы  в Афганистане. До этого он уже успел закончить техникум, поработать на Каменском консервном заводе, обзавестись семьёй и даже подарить миру двоих сыновей. Первый родился, когда Юрий служил в армии. Именно здесь он понял, что его призвание – летать. Получил специальность бортового механика, летал на вертолётах. После армии вернулся на родной завод, но любовь к авиации привела его в военное училище. Служил в Монголии, на Кольском полуострове, в ГДР. В то время, когда он с семьёй вернулся в Советский Союз, готовилась группа лётчиков для замены воинов, проходивших службу в Афганистане. Попал в неё и Юрий. На его счету 115 боевых вылетов.

1 октября 1988 года звено вертолётов возвращалось с боевого задания. Настроение у всех было отличное: с поставленной задачей справились. Вертолёт Гаврисевича  шел вторым. Как раз в него и влетели два «стингера»… Похоронен бесстрашный пилот на аллее воинов-интернационалистов в городе Тирасполь.

За мужество, стойкость и героизм К. Кипер, Д. Жуковский и Ю. Гаврисевич были посмертно награждены орденами Красной Звезды и медалями «От благодарного афганского народа».

Кандагар, Джелалабад, Баграм, «чёрные тюльпаны» с «двухсотым» грузом… По многим судьбам они прошлись чёрной полосой, во многих душах остались болью ран…

Сегодня о том, как началась и как закончилась для них афганская война, вспоминают те, кому посчастливилось остаться в живых.

Председатель ОО «Союз ветеранов Афганистана г. Каменка и Каменского района»  Олег Соловов:

- Тогда нам, молодым парням, которые выросли в мирной стране, было очень трудно. Вокруг всё чужое, необычное и непонятное. Чужая жизнь, чужая страна, смерть, подстерегающая на каждом шагу… Наверное, поэтому события тех дней особо врезались в память и остались в ней навсегда.

После учебки, которую проходил в Эстонии в городе Тапа, меня вместе с другими парнями отправили в посёлок Адраскан (провинция Герат). Попал в особый сапёрный батальон. Служил водителем-механиком. Уже через неделю принимал участие в военной операции в городе Герат. Тогда по-настоящему почувствовал, что смерть – вот она, совсем рядом. Пули свистели над головой… Старшие товарищи учили: хочешь жить – не выходи из-под брони.

Говорят на войне даже один день – срок немалый. Те, кто побывал в Афгане, полностью согласятся с этим утверждением. Что касается меня лично, я прослужил в стране, которая отправила в Союз тысячи  «чёрных тюльпанов» со страшным грузом на борту, 1 год и 8 месяцев. Так получилось, что последний месяц перед демобилизацией был особенно трудным. Каждую ночь «духи» подвергали наш батальон обстрелу. К счастью, мне суждено было остаться в живых.  27 декабря 1983 года я прибыл на родную землю.

Хочу добавить, что, несмотря на все пережитые невзгоды, воины-афганцы, входящие в состав нашей районной организации, считают, вопреки всем разговорам, которые до сих пор ведутся вокруг афганской войны, что мы с честью выполнили задание Родины, свой воинский и мужской долг.

Родители Юрия Окняна только догадывались о том, где  на самом деле служит их сын. И лишь  перед самой демобилизацией отец осторожно спросил в очередном письме: «Сыночек, ты  – «там»? «Уже нет», – ответил Юрий, радуясь, что сумел оградить самых близких ему людей от мучительных переживаний. Он и сейчас не очень любит рассказывать о своей боевой юности и о тех самых легендарных «МИ-8», на которых даже трудно сосчитать сколько раз в составе десантно-штурмовой группы летал в Афганистан на боевые задания. Говорит скупо и лаконично: «Службу начинал в Туркмении, в учебном центре. Затем получил назначение в Таджикистан. Попал в десантно-штурмовую группу в составе которой в течении полутора лет – с 17 октября 1981 года и до конца марта 1983-го – постоянно вылетал в Афганистан. Служил фельдшером, оказывал экстренную помощь раненым непосредственно на месте. Приходилось видеть смерть товарищей. Если говорить о том было страшно или нет, скажу, ничуть не кривя душой: мы об этом тогда не думали. Сопровождали наши колонны, прочёсывали ущелья и кишлаки (сейчас это называется зачисткой). От смерти не был застрахован никто. Не могу забыть, как во время одной из операций  – 17 октября 1981 года – наше подразделение попало в засаду. Погибло 10 солдат. Был сбит вертолёт «Ми-8», в котором сгорел командир экипажа… Бой шел весь день. Только ночью мы смогли перенести в безопасное место наших боевых товарищей, не оставив на поле ни раненых, ни убитых.

Не могу не высказать своего мнения по поводу тех разговоров, которые ведутся вокруг афганской войны. Как непосредственный её участник я имею на это право. Считаю, что руководство Советского Союза располагало тогда вескими причинами для того, чтобы ввести в Афганистан войска. Там, на чужой земле, мы не просто выполняли  интернациональный долг, мы защищали интересы, безопасность своей страны, своего народа».

«Зачехлите пушки, расчехлите души», – сказал один из не очень известных поэтов, словно споря с другим высказыванием: «Хочешь мира – готовься к войне». Разные бытуют мнения по поводу того, верным или нет было решение руководства Советского Союза о вводе наших войск в Афганистан, но аксиомой остаётся одно: эти простые советские мальчики, шагнувшие из мирной солнечной действительности в настоящее пекло, заслужили светлой памяти и истинного уважения.

На снимке: воины-интернационалисты Каменского района (февраль 1988 год).

Ваш отзыв

Поиск по сайту
Добро пожаловать!
Познай Приднестровье
Пункты приёма батареек
Написать письмо главе
Прогноз погоды