ПО ВИТГЕНШТЕЙНОВСКИМ МЕСТАМ
Накануне 170 годовщины со дня кончины русского полководца немецкого происхождения П.Х. Витгенштейна Каменку, с которой тесно связаны последние десятилетия жизни Петра Христиановича, с частным ознакомительным визитом посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Германия в Республике Молдова Маттиас Мейер. Немецкую делегацию, в состав которой вошли также заместитель главы миссии Карстен Вилмс и референт отдела культуры Олеся Цуркан, представитель Фрайбургского университета винограда и вина Рудольф Тильман, приветствовал глава государственной администрации района и города Пётр Мустя. Он сообщил, что в Каменке сохраняется историческая память о человеке, способствовавшем развитию нашего края. Имя Витгенштейна всплыло из мглы времён во многом благодаря энтузиазму краеведа Маргариты Балицкой. Её книги «Жемчужина Приднестровья» и «Каменка: путь длиною в 400 лет» были преподнесены гостям (фото 1).
Живой рассказ М. Балицкой о судьбе потомственного полководца увлёк не только гостей, но и наслышанных о его подвигах и деяниях приднестровцах. Ведь Пётр Витгенштейн (фото 2) участвовал в военных кампаниях против турок, французов, шведов. В начале Отечественной войны 1812 года ему был вверен 1-й корпус, который при отступлении российских армий к Смоленску получил назначение прикрывать пути на Петербург от наполеоновских маршалов Макдональда и Удино. Победа при Клястицах, одержанная под предводительством графа Витгенштейна, стала первым крупным успехом русского оружия. В то время как главные силы отступали, генерал нанес ещё несколько поражений сильнейшему противнику. А после взятия Полоцка и разгрома армии маршала Сен-Сира его стали называть «защитником Петрова града».
Понеся большие потери в битве на Березине, Наполеон спешно мобилизовывал резервы. А русская дипломатия прилагала все усилия, чтобы лишить французского императора союзников. В определённой мере поспособствовала этому двухмесячная переписка Витгенштейна с прусским генерал-лейтенантом Йорком. 18 декабря его войска отделились от корпуса маршала Макдональда. Пруссия вышла из наполеоновской коалиции и вступила в союз с Россией.
Новый 1813 год Пётр Христианович встретил в Кенигсберге. 27 февраля он вступил в Берлин и обратился с воззванием к жителям Северной Германии, призывая к народной войне с врагом. За спасение города Витгенштейн был награждён не только алмазными знаками ордена св. Александра Невского, но и получил от Прусского короля ленты Чёрного и Красного Орлов. Это лишь малая толика его наград и знаков отличия, которые, начиная с самого младшего креста, получил Петр Христианович на поле чести.
После смерти Кутузова, несмотря на то, что три генерала были старше Витгенштейна, он был назначен главнокомандующим. Приняв армию перед Лютценским сражением, не имея достаточной информации, стесняемый присутствием союзных монархов, Петр Христианович как в этом сражении, так и в битве при Бауцене, оказался не на высоте положения и просил освободить его от должности главнокомандующего. Последняя битва его в великой трёхлетней войне состоялась при Бар-сюр-Об 15 февраля 1814 года. Раненый пулей в ногу, Витгенштейн не оставлял поле сражения и лишь через несколько дней испросил увольнение для лечения.
3 мая 1818 года победитель трёх маршалов Наполеона был назначен главнокомандующим 2-й армией, штаб которой располагался в Тульчине. Тогда-то и начался золотой век Каменки. Местечко супруги Витгенштейн приобрели ещё в 1805 году. А прибыв к новому месту службы, граф взялся за обустройство поместья.
В 1819-ом на выжженном солнцем поле у Днестра вырос дворец (фото 3). Рядом с ним начали разбивать парк. Деревья редких пород привезли из-за границы. Парк начинался у самого подножия горы и достигал берега Днестра. Здесь было множество цветников (фото 4). Живописность парку придавали холмы и возведённые на них садовые скульптуры, а также беседка-ротонда с колоннами (фото 5). Искусственные пруды соединялись протоками, через которые были перекинуты ажурные мостики (фото 6). К сожалению, мало что из этого великолепия, равного которому, по оценке путешественника Афанасьева-Чужбинского, не было на всём протяжении Днестра, сохранилось до наших дней.
Однако предприняв в сопровождении радушных хозяев экскурсию по витгенштейновским местам (фото 7), гости узнали о том, что в городе начата работа по восстановлению знаменитых виноградных террас. Через парк, где о его создателе напоминает бюст П.Х Витгенштейна (фото 8), через сохранившиеся мостики (фото 9) мы прошли на южный склон Приднестровской возвышенности, где в 20-е годы ХІХ века были возведены уникальные инженерно-архитектурные и мелиоративные сооружения. На террасы, выстроенные из местного известняка, привезли плодородную землю. Сухая кладка не препятствовала фильтрации воды и одновременно защищала грунт от смыва. Здесь, на хорошо прогревающемся и защищённом от капризов природы склоне были посажены рейнские и французкие лозы качественных технических и столовых сортов. Тогда-то Каменка стала приобретать славу наиболее крупного центра виноградарства и виноделия Подольской губернии.
Два века спустя на террасах вновь кипит работа. Их приходится восстанавливать буквально по камешку. Как сообщил генеральный директор ЗАО «Тираспольский винно-коньячный завод «KVINT» Олег Баев, реализация проекта началась в 2011 году (фото 10 и 11). Чтобы вернуть каменским террасам первоначальный вид, пришлось корчевать деревья и кустарники, укоренившиеся здесь за годы «сухого закона» и в последовавшие за ними времена. Местами доводится разбирать кладку, а затем снова, камень за камнем, собирать ее обратно. Работа идёт под руководством немецких специалистов – ведь подобные террасы, только меньших размеров, сохранились в Штутгарте и других городах. После восстановления самих архитектурно-мелиоративных сооружений, планируется закупить и высадить здесь те же сорта винограда, которые были завезены на север Приднестровья в начале XIX века. Из ягод сортов Пино, Мускат, Чауш, Рислинг, Траминер, Шасла «KVINT» намеревается производить по старинной технологии вина, которые будут выдерживаться и разливаться в знаменитых витгенштейновских подвалах (фото 12 и 13). Какой огромный объём работы предстоит коллективу по реставрации этого исторического объекта, гости убедились, спустившись по коридорам винного погреба, уходящим в недра каменной горы, благодаря чему в нём не наблюдается резких колебаний температуры.
Нужно отметить, что в 1818 году в Каменке насчитывалось всего 127 дворов. Испытывая острый дефицит квалифицированной рабочей силы для воплощения в жизнь своих замыслов, Пётр Христианович пригласил в имение немцев – мастеровитых и работящих, добросовестных и знающих помощников. Они прибыли сюда с семьями и стали тем ядром, вокруг которого постепенно формировался ремесленный, аграрный и торговый класс. Это они строили дворец и террасы, разбивали парк и сажали лозы. Благодаря их деловитости Каменка буквально за 10 лет стала крупным торгово-транспортным узлом, а имение – многоотраслевым хозяйством, славившимся не только виноградарством, но и тонкорунным овцеводством, заводским коневодством, промышленными предприятиями: винодельческим, винокуренным и пивоваренным заводами, мыловаренной и воскобойно-свечными мастерскими, крупными мельницами.
Немцы основали свою колонию, названную в честь супруги графа Антонеттенталь. Сегодня – это микрорайон города. И встреча с потомками немцев-колонистов носила обоюдно заинтересованный характер. Гости хотели узнать, чем живёт община, по-прежнему сохранившая имя Антонины Снарской. Потомки поселенцев говорили о тех невзгодах, которые выпали на долю народа, много сил положившего на обустройство своей новой родины. Каменских немцев не минули сталинские репрессии 1930-х. Да и после Великой Отечественной не раз припоминали им, где зародился фашизм. Даже лютеранское кладбище сравняли с землёй. Теперь члены общины пытаются восстановить его, строят часовню и мечтают установить здесь памятный знак в честь тех единоверцев, над прахом которых нет нынче могильных плит (фото 14). Такова участь и знаменитого полководца, и некоторых членов его семьи. Фамильный склеп, располагавшийся под кирхой (фото 15), был разорён, а прах Витгенштейнов перезахоронен на том самом лютеранском кладбище. Но где точно – не упомнят уже и старожилы. Единственное, что доподлинно известно: он здесь, в каменской земле, обустройству которой Пётр Христианович посвятил последние десятилетия своей славной жизни.
Как сообщил в завершение встречи глава госадминистрации района и города П. Мустя, разрабатывается проект реставрации фамильного склепа Витгенштейнов. Эта работа, являющаяся одной из составных частей восстановления многих значимых исторических мест, должна привести к тому, что Каменка не на словах, а на деле станет жемчужиной Приднестровья, курортным краем, куда вновь устремятся гости не только из ближнего, но и из дальнего зарубежья. Посол ФРГ в РМ выразил признательность каменчанам за сохранение памяти о герое Отечественной войны, которым гордится не только Россия, но и Германия, и пообещал найти нам помощников в реализации намеченных планов. Обсуждался также вопрос о содействии немецкой общине в деле сохранения родного языка, традиций и культуры предков. М. Мейер поддержал выдвинутую каменчанами идею о том, чтобы связать узами побратимства наш городок и историческую родину Витгенштейнов – Берлебург. Есть надежда, что часть намеченного будет реализовано уже к 405-летию Каменки, которое мы отпразднуем 28 августа.