ПРИДНЕСТРОВСКАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ РАСПРОСТРАНИЛА ОФИЦИАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ В ОКК
Информационное агентство “Вести ПМР” приводит полный текст обращения о необходимости согласования Объединенной контрольной комиссией единообразного толкования термина “свобода передвижения в Зоне безопасности”. ”В течение длительного времени молдавская сторона в ОКК своими неконструктивными действиями активно блокирует нормальную работу главного руководящего органа миротворческой операции. При этом делегацией Молдовы грубо нарушается Регламент ОКК (п. 4.8, 6.1), что, само по себе, недопустимо, поскольку вполне может помешать эффективной деятельности комиссии, препятствует формированию оценки тех или иных событий в Зоне безопасности, осложняет принятие решений по главным вопросам миротворческой деятельности. Молдавская делегация в ОКК не может этого не понимать, в связи с чем следует заключить – действия такого порядка со стороны молдавской делегации в ОКК не случайные, а вполне продуманные и целенаправленные.
С июня 2014 года делегация Молдовы в ОКК настаивала на включении в повестку дня вопроса о свободе передвижения в Зоне безопасности, против чего всегда выступала приднестровская сторона, мотивируя свою позицию установленной компетенцией ОКК.
В этом контексте следует напомнить, что в соответствии со статьями 1, 2, 3 Соглашения 1992 года Объединенная контрольная комиссия была создана для контроля выполнения сторонами конфликта взятых на себя обязательств предпринять все необходимые меры (1) к полному прекращению огня, (2) а также любых вооруженных действий друг против друга, (3) для контроля отвода частей своих вооруженных сил и иных формирований, боевой техники и вооружения в места дислокации, то есть – для контроля разъединения конфликтующих сторон. Целью такого разъединения было определено создание Зоны безопасности между сторонами в конфликте, конкретные координаты которой определены особым протоколом сторон, участвующих в выполнении базового Соглашения. Последней задачей ОКК Соглашение 1992 года определило (4) обеспечение режима безопасности в Зоне безопасности. То есть цель разъединения – недопущение любых контактов между вооруженными формированиями. Иной компетенцией Объединенная контрольная комиссия подписантами Соглашения не наделялась.
Статус Объединенной контрольной комиссии прямо устанавливает, что «Объединенная контрольная комиссия создается в целях обеспечения контроля за соблюдением режима прекращения огня, выполнения договоренностей об отводе частей вооруженных сил и иных формирований, боевой техники и вооружения, создания Зоны безопасности между сторонами в конфликте». А также согласно Статусу: «10. Своей деятельностью Контрольная комиссия призвана стимулировать политический диалог между участниками конфликта в целях ускорения его урегулирования мирными, политическими средствами». То есть имеет место политический диалог между сторонами о мирном разрешении вооруженного конфликта и совершенно отдельной строкой обозначен сугубо военный механизм, призванный не допустить срыв этого диалога чьей-либо попыткой возобновить боевые действия.
Тем не менее, делегация Молдовы в ОКК постоянно и настойчиво демонстрирует намерение вывести работу Комиссии за эти рамки. Для этой цели молдавская делегация грубо и демонстративно блокирует нормальную работу ОКК, навязывая ей дискуссию по поводу «свободного передвижения в Зоне безопасности». Между тем, дискуссия эта в принципе лишь сводится к наличию пограничных постов Приднестровья в Зоне безопасности и большому желанию молдавской стороны любыми путями их упразднить. И это несмотря на то, что Одесским Соглашением «О мерах доверия и развитии контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем» от 20 марта 1998 года их судьба решена окончательно на самом высоком уровне. Становится очевидным, что такая дискуссия необходима молдавской стороне для грубой демонстрации, якобы, небольшой эффективности проводимой миротворческой операции. А кроме того, молдавской стороной делаются попытки внедрить в миротворческий механизм элементы, не свойственные успешно действующему более 23 лет формату миротворческой операции – изменить контрольный механизм (мониторинг ЗБ военными наблюдателями), путем установления новой формы контроля, исключающего участие в нем приднестровской и молдавской стороны. А также изменить механизм выезда военных наблюдателей на форму, не предусмотренную действующей инструкцией.
Сегодня делегация Молдовы в ОКК упорно проводит несоответствующую действительности мысль о том, что вопрос о свободном передвижении в Зоне безопасности был предложен приднестровской стороной. Тем самым делается неуклюжая, никак не скрываемая попытка переложить вину за блокирование нормальной работы ОКК на приднестровскую сторону. Действительно в апреле 2015 года, спустя 10 месяцев блокирования Молдовой нормальной работы ОКК, приднестровская делегация согласилась в качестве компромисса на включение вопроса, так интересующего молдавскую сторону, в повестку дня в нынешней редакции для того, чтобы дать возможность ОКК исполнять свое предназначение в нормальном режиме.Так, еще 19 сентября 2014 года, то есть за много месяцев до включения искомого вопроса в повестку дня, молдавское интернет издание OMG MEDIA GRUP опубликовало заметку «Приднестровье не хочет обсуждать свободу передвижения в Зоне Безопасности», в которой в частности сообщило следующее:
«Представители Кишинева внесли в повестку дня вопрос о передвижении граждан в Зоне безопасности, однако делегация Тирасполя отклонила эту инициативу, сославшись на то, что это не входит в полномочия комиссии, заявили в пресс-релизе представители молдавской делегации в объединенной контрольной комиссии (CUC)».
Далее комментировать здесь нечего – заинтересованная сторона сама себя четко обозначила в СМИ Молдовы. Вопрос, не входящий в компетенцию ОКК согласно базовым документам миротворческой операции и Соглашению «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» от 21.07.1992 года, под давлением молдавской стороны оказался в повестке дня ОКК. Во всяком случае, именно такое звучание ему пытаются придать молдавские коллеги.
В итоге – почти два года делегация Молдовы, полностью игнорируя Регламент ОКК, жестко блокирует нормальную работу Комиссии. А это, к сожалению, помимо выполнения основных задач, поставленных перед Комиссией Соглашением 1992 года, не позволяет рабочим группам ОКК обсуждать жизненно важные для миротворческой операции вопросы, исключает возможность контроля ОКК за учебно-боевой подготовкой СМС в Зоне безопасности, принимать решения по запросам общественных организаций в Зоне безопасности и в районах с особым режимом безопасности и так далее. Более того, несмотря на протесты приднестровской стороны правоохранительные органы Молдовы все чаще задерживают и арестовывают граждан Приднестровья, тайно вывозят их на территорию Молдовы.
В попытке придать миротворческой миссии, проводимой в действующем формате, окрас неэффективности и слабости, молдавская сторона приступила к незаконным и подчеркнуто вызывающим попыткам регулирования ротационных мероприятий в российском воинском контингенте миротворческих сил. В результате блокады молдавской делегацией нормальной работы ОКК обсуждение этого вопиющего нарушения установленного порядка проведения миротворческой операции на заседаниях Объединенной контрольной комиссии, то есть в органе, прямо отвечающем за выполнение задач контроля Совместными миротворческими силами принятия мер по недопущению вооруженного конфликта, установленных Соглашением 1992 года, стало невозможным. Это недопустимая практика, достойная осуждения и требующая срочного ее прекращения.
С целью разблокирования сложившейся ситуации делегация Приднестровья в ОКК уже дважды выступала с письменными обращениями в адрес всех участников работы ОКК. Однако реакции не последовало, что вызывает недоумение.
Приднестровская делегация напоминает, что статьей 12 «Международного пакта о гражданских и политических правах» (Принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года), установлено, что каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное передвижение, эти права не могут быть объектом каких-либо ограничений, но только помимо тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с другими правами, признаваемыми в данном Пакте, принятом на основе Всеобщей декларации прав человека.
В то же время «Всеобщая декларация прав человека» (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года) устанавливает, что не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. Применительно к приднестровской ситуации – на территориях сторон конфликта сегодня, до его политического урегулирования, действуют различные правовые системы, которые следует уважать, определять их взаимодействие и не провоцировать напряженность и противостояние между участниками этих правовых систем.
Учитывая вышеизложенное и в связи с чрезвычайной важностью разрешения вопроса, ставшего сегодня в результате деструктивных усилий молдавской стороны камнем преткновения в работе ОКК, делегация Приднестровья предлагает еще раз всем участникам работы Комиссии, независимо от их статуса, предоставить свое письменно оформленное понимание термина «свободное передвижение» в контексте компетенции ОКК. Не вызывает сомнения то, что предмет обсуждения должен быть един для всех, он не может быть по-разному интерпретирован в части применения. И двоякому толкованию он также не подлежит.
Приднестровская делегация считает целесообразным приложить к обращению тексты своих ранее распространенных в ОКК документов по этой тематике”.